Живые цепочки


Цель: расширять представления о природных сообществах, целостности и уникальности каждого сообщества, взаимосвязях и взаимозависимости объектов природы в них.

Материал: маски (шапочки) с изображением объектов неживой (солнце, вода, почва) и живой (растения, растительноядные и хищные животные) природы.

Игровые действия: построения, соревнование.
Ход игры

В ходе предварительной беседы ведущий (педагог) уточняет представления детей о том, что лес — это дом для многих растений и животных. Все они связаны друг с другом. Растения — пища для растительноядных животных, которыми в свою очередь питаются хищники. В результате образуются цепочки питания. Всем живым существам для жизни необходимы тепло, свет, воздух, вода, питательные вещества.
После беседы детей приглашают принять участие в игре «Живые цепочки».
Игра проводится на примере лесного сообщества. Участвуют две команды (по четыре ребенка в каждой). Всем участникам команд вручаются маски (шапочки): одному ребенку — с изображением объектов неживой природы, другому — с изображением растения, третьему — с изображением растительноядного животного, четвертому — с изображением хищника.
Ведущий говорит: «У каждого из вас маски с изображением растений, животных (растительноядных, хищных), объектов неживой природы. По команде “Цепочка, стройся!” вы должны будете построиться так, чтобы образовалась цепочка: объект неживой природы - растение - растительноядное животное - хищник. Каждый из вас после построения должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке».
Результат: побеждает команда, которая первой построится правильно, а также объяснит последовательность построения.
На втором этапе организации игры дети меняются ролями, на третьем — используются другие объекты природы. 
Эту игру можно применять и для углубления представлений детей о взаимосвязях объектов в других природных сообществах (луг, водоем, поле и т. д.).
В игре могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; береза, косуля, рысь; осина, заяц, лиса (сообщество леса); подорожник, жук-листоед, жаворонок; ромашка, цикада,
божья коровка (сообщество луга); водоросли, окунь, щука; кувшинка, улитка, утка (сообщество водоема); рожь, мышь, аист (сообщество поля). Для детей, которые легко справляются с игровыми заданиями, цепи можно удлинять - добавлять объекты природы, например включать нескольких хищников (кувшинка, улитка, лягушка, журавль; медвежий лук, бабочка, жаба, уж). На заключительном этапе проведения игры из «цепочки» убирается какое-либо звено. При построении участники должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести. 

Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий