Цель: расширять представления о природных
сообществах, целостности и уникальности каждого
сообщества, взаимосвязях и взаимозависимости объектов
природы в них.
Материал: маски (шапочки) с изображением
объектов неживой (солнце, вода, почва) и живой
(растения, растительноядные и хищные животные) природы.
Игровые действия: построения, соревнование.
Ход игры
В ходе предварительной беседы ведущий
(педагог) уточняет представления детей о том, что лес —
это дом для многих растений и животных. Все они связаны
друг с другом. Растения — пища для растительноядных
животных, которыми в свою очередь питаются хищники. В
результате образуются цепочки питания. Всем живым
существам для жизни необходимы тепло, свет, воздух, вода,
питательные вещества.
После беседы детей приглашают принять
участие в игре «Живые цепочки».
Игра проводится на примере лесного
сообщества. Участвуют две команды (по четыре ребенка в
каждой). Всем участникам команд вручаются маски
(шапочки): одному ребенку — с изображением объектов неживой
природы, другому — с изображением растения, третьему
— с изображением растительноядного животного,
четвертому — с изображением хищника.
Ведущий говорит: «У каждого из вас маски с
изображением растений, животных
(растительноядных, хищных), объектов неживой природы. По команде
“Цепочка, стройся!” вы должны будете построиться так,
чтобы образовалась цепочка: объект неживой природы - растение - растительноядное животное - хищник. Каждый
из вас после построения должен будет представиться и
объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке».
Результат: побеждает команда, которая
первой построится правильно, а также объяснит
последовательность построения.
На втором этапе организации игры дети
меняются ролями, на третьем — используются другие
объекты природы.
Эту игру можно применять и для углубления
представлений детей о взаимосвязях объектов в других
природных сообществах (луг, водоем, поле и т. д.).
В игре могут использоваться следующие
объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий
кабан, волк; береза, косуля, рысь; осина, заяц, лиса
(сообщество леса); подорожник, жук-листоед, жаворонок;
ромашка, цикада,
божья коровка (сообщество луга); водоросли,
окунь, щука; кувшинка, улитка, утка (сообщество водоема); рожь, мышь, аист (сообщество поля). Для детей, которые легко справляются с игровыми заданиями, цепи можно удлинять - добавлять объекты природы, например включать нескольких хищников (кувшинка, улитка, лягушка, журавль; медвежий лук, бабочка, жаба, уж). На заключительном этапе проведения игры из «цепочки» убирается какое-либо звено. При построении участники должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.
Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.
Комментариев нет:
Отправить комментарий