Станции «Музей природы», «Лес», «Ива»

  

Рекомендации для педагогических работников по планированию работы на экологической тропинке

Объекты для наблюдения: спилы и плоды деревьев, запахи леса в мешочках, картинки диких животных и насекомых, экспонаты коллекций «Полезные ископаемые», «Растения нашего леса; лиственные деревья, кустарники.

Цель: расширение представлений о растительном и животном мире нашей страны, полезных ископаемых.

 


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать представления о (об):

- ярких проявлениях растений, животных в разные сезоны,
- потребности растений в свете, влаге, тепле,
- потребности животных в воде, пище, движении, жилище,
- грибах.

Формировать (развивать) умения:

- различать и называть деревья (ель, береза, рябина и др.), кусты (орешник), диких животных (лиса, заяц, медведь, еж, волк и др.), птицах (ворона, сова, аист и др.), насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, комар),
- показывать и называть отличительные признаки деревьев, кустов и трав,
- выделять отличительные особенности животных (строение, способы передвижения, издаваемые звуки, особенности питания),
- различать домашних и диких животных, взрослых животных и детенышей.

Воспитывать бережное отношение к природному окружению.

Общение

- Беседы: «Растения нашего леса», «Из чего состоит   растение», «Деревья и их листья», «Ива», «Животные нашего леса»,«Грибы».
-Рассуждение «Как помочь растениям?»
-Этюды:«Высокое дерево, низкая трава», «Дикие животные», «Веселые насекомые».

Познавательная практическая деятельность

-Рассматривание изображений животных, растений (выделение внешнего вида, строения). 
-Обследование листьев, спилов деревьев, перьев птиц. Сравнение дерева и куста, куста и травы. Обследование мешочков с запахами леса (потрогать, послушать, понюхать).
- Экспериментирование «Свойства дерева».
- Наблюдение за деревьями в разные сезоны.
- Сравнение деревьев.

Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Узнай по описанию»,   «Чего не стало», «Найди, что назову», «Угадай, кто на картинке», «Собери картинку», «Что где растет», «Найди правильно», «Мама и малыш», «Растение, спеши в кружок», «Деревья и листья».
- Развивающие игры: «Детки какой ветки», «Летает, бегает, ползает». 
- Настольно-печатные игры: «Растения», «Животные».
- Игра-имитация «Цветок и бабочка».
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький», «Лиса и зайцы», «Гуси-лебеди».

Художественная деятельность
-Загадки и стихотворения о растениях и животных.
-Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Сосны».
- Рисование деревьев, животных, грибов с помощью трафаретов.
- Лепка:  «Грибочки для белочки», «Кто под елкой скачет».
- Рисование: «Дерево и куст», «Гроздь рябины» (пальчиковая живопись).
Чтение русских народных сказок про животных; сказки К. Ушинского «Лиса Патрикеевна», А. Толстого «Храбрый ёж».

Элементарная трудовая деятельность

Уборка веток,   листьев, мусора на территории объекта.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать (обогащать) представления о (об):

- стадиях роста и развития растений (деревья, кусты, травы, лекарственные растения), животных (диких животных, насекомых, птиц),
- строении растений (у деревьев один ствол, толстые и тонкие ветки, лисья, цветы, плоды; кусты имеют несколько тонких стволов, они ниже, чем деревья; у травянистых растений есть стебель, листья, цветы),
- разнообразии камней,
- съедобных и ядовитых грибах.

Формировать умения:

- распознавать и называть деревья (рябина, клён, каштан, дуб, сосна и др.), кустарники (орешник), лесные ягоды (земляника, брусника, черника), грибы съедобные и ядовитые, насекомых (стрекоза, кузнечик, муха, бабочка, пчела, муравей и др.), птиц (воробей, ворона, ласточка, синица, сорока, кукушка и др.), диких животных (медведь, кабан, лиса, заяц, волк и др.),
- группировать растения по внешнему виду, по месту произрастания,
- сравнивать характерные проявления в мире растений, животных в разные сезоны,
- группировать животных по разным признакам: дикие и домашние животные, взрослые и детеныши, животные леса, луга, сада, огорода, птицы перелетные  и зимующие.

Воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познать ее.

Общение

- Беседы «Растения нашего леса», «Деревья и их плоды», «Животные нашего леса», «Грибы съедобные и ядовитые», «Осторожно! Мухомор», «Птицы Беларуси», «Птичкам холодно зимой», «Дикие травы», «Ароматные ягодки», «Жужжащий и ползающий мир», «Плакучая ива».
- Беседа-рассказ: «Разнообразие животного мира Беларуси», «Разнообразие растительного мира Беларуси».
- Рассуждения «Как сберечь растения?», «Что будет, если исчезнут деревья?».
- Проблемная ситуация «На улице сильный мороз. Как помочь птицам (деревьям)?»

Познавательная практическая деятельность

- Обследование спилов (узнавание возраста деревьев) и плодов деревьев, перьев птиц. Сравнение листьев, семян и плодов разных деревьев. Сравнение веток, листьев хвойных и лиственных деревьев. Сравнение дерева и куста, куста и травы. Обследование мешочков с запахами леса (потрогать, послушать, понюхать).
- Экспериментирование: «Свойства дерева», «Утонет ли перышко», «Что спрятано в еловых шишках», «Почему птица не тонет?», «Нужен ли растениям свет».
-Рассматривание коллекции камней.

Игровая деятельность

- Дидактические игры: «Кто где живет», «Этажи леса», «Природные сообщества», «Поры года в лесу», «Кто как передвигается»,   «Кто что ест», «Этапы роста», «Чем похожи, чем отличаются», «Съедобный грибок, полезай  в кузовок», «Разведчики», «Что за птица», «Трава, дерево, куст».
- Игра-шнуровка: «Лес», «Луг», «Кто чем питается».
- Пальчиковые игры: «Зайчик», «Стрекоза».
- Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Займи свой дом».
- Экологические игры: «Лото запахов», «Лесные правила», «Зеленая аптека», «Соберем корзинку ягод».

Художественная деятельность

- Придумывание загадок о растениях и животных Беларуси по схемам.
- Заучивание стихотворений о растениях и животных, грибах.
- Чтение произведений зарубежных и отечественных авторов о растениях и животных.
- Составление экологических сказок по картинкам «Мы нашли в лесу ежа», «Муравьиное царство».
- Рассматривание картин из серии «Дикие животные», репродукций картин (пейзажи) с изображением разных пор года.
- Рисование: «Грибная полянка», «Берёза», «Ягодная полянка» (ватными палочками).
- Конструирование: из бумаги «Ворона», «Медведь», из природного материала «Божья коровка», из строительного материала «Домики для зверей».
- Лепка: «Угощение для зверей», «Медвежата на полянке» (коллективная).
- Аппликация: «Разноцветная бабочка»,  «Елочка-красавица».

Элементарная трудовая деятельность

Уборка веток,   листьев, мусора на территории объекта. 

СТАРШАЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать представления о (об):
- признаках растений и животных как живых существ,
- необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия в природной среде,
- отличительных признаках камней, природных ископаемых.

Развивать умения:

- узнавать и называть деревья (тополь, ясень и др.), кустарники (орешник, барбарис, жасмин), лесные ягоды (голубика, клюква и др.), грибы съедобные и ядовитые, насекомых (стрекоза, кузнечик, муха, бабочка, пчела, муравей и др.), виды перелетных (ласточки, скворцы, грачи и др.) и зимующих (снегири, воробьи, синицы, вороны и др.) птиц, животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля),
- группировать растения по жизненной форме (трава, куст, дерево), строению листьев (лиственные, хвойные), способу использования (декоративные, лекарственные, пищевые), по месту произрастания,
- характеризовать сезонные изменения в жизни растений, животных,
- соотносить состояние растений, животных с сезонными изменениями в неживой природе,
- группировать животных по разным признакам: по классам (птицы, звери, насекомые), месту обитания, способу передвижения,
- замечать объекты неживой природы (камни) и их свойства.

Воспитывать ответственность за состояние природы, стремление активно участвовать в охране природы.

Общение

- Беседы: «Краски осени»,«Зимой в лесу», «Природа Беларуси», «Что такое  заповедник?», «Беловежская пуща», «Красная книга Республики Беларусь».
- Обсуждение поисковых  вопросов: «Как беречь природу?», «Почему меняются времена года?»
- Рассматривание серии иллюстраций с дальнейшим обсуждением «Заповедники Беларуси».
- Решение проблемного вопроса «Почему иву называют плакучей?».

Познавательная практическая деятельность

- Просмотр мультимедийных презентаций, альбомов «Растения и животные Красной книги Республики Беларусь», «Путешествие по заповедным местам».
- Рассматривание экспонатов коллекций «Растения нашего леса», «Полезные ископаемые».
- Рассматривание таблиц, моделей «Строение растений».
- Сравнение формы кроны деревьев.
- Определение возраста деревьев по ветвям, кольцам на спилах.
- Сравнение коры, веток, листьев, плодов разных деревьев.
- Экскурсии в сквер школы в разные поры года.
- Экспериментирование: «Свойства камня», «Свойства дерева».

Игровая деятельность

- Дидактические   игры: «Что в корзину мы возьмем», «Сложи картинку», «Животные, живущие в белорусских  лесах», «Когда это бывает?», «Какой лист, какая ветка?», «Зеленая аптека», «Соберем корзинку», «С какого дерева листок (плоды)?», «Какое насекомое спряталось», «Найди хозяина тени», «Лесная прогулка», «Угадай, что как пахнет», «Ароматные забавы», «Найди свое дерево», «Чьи следы».
- Развивающие игры: «Опиши, а мы отгадаем»,  «Подбери признак»,  «Что где растет?», «Природа и человек».
- Сюжетно-ролевые игры: магазин «Семена»,  «Летние путешествия по стране».

Художественная деятельность

- Придумывание загадок о растениях и животных Беларуси.
- Придумывание  экологических сказок «Прогулка в лесу», «Бабочка-красавица».
- Чтение рассказов, стихов:  Н. Павлова «Осень», В. Бианки «Когда готовятся к зиме», Э. Огнецвет «Зямля з блакітнымі вачамі», М. Богданович  «Зімой», Я. Колас «Вясна»,«Канец лета», «Адлет жураўлёў», А. Толстой «Осень», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Поет зима  - аукает».
- Просмотр видеофильмов: «Времена года», «Зима в лесу».
- Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Пахмутова, А. Добронравов «Беловежская пуща».
- Рассматривание репродукций картин (пейзажи).
- Рисование: «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Белая береза под моим окном».
- Аппликация: «Осенний букет» (из  природного материала), «Цветущее дерево», «Золотые березы» (из бумаги).
- Конструирование   из бумаги «Синица».

Элементарная трудовая деятельность

Уборка веток,   листьев, мусора на территории объекта.







 

Комментариев нет:

Отправить комментарий