Цель: развивать познавательный интерес, экологическое сознание,
формировать ценностные ориентации; способствовать пониманию взаимосвязи всех
компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их эволюции
(коэволюции); закреплять навыки экологически грамотного поведения в природе.
Материал: три комплекта картинок с изображением обитателей
(растений, животных) леса, луга, водоема; куклы: Старичок-Лесовичок,
дедушка Знай, дед Природовед, Незнайка; комплекты карточек с изображением
растений, растительноядных животных, хищников по количеству участников; фишки,
эмблемы.
Игровые действия: «путешествие».
Ход игры
Игра может быть проведена на территории
леса, парка, сквера, а также в групповой комнате. Педагог сообщает детям, что
они отправляются в путешествие в мир природы. Перед отправлением участников
приветствует Старичок-Лесовичок: «День добрый, ребята! В гости к природе собрались?
А правила вежливости не забыли?» Он предлагает ребятам несколько пар правил, из
которых детям нужно выбрать правило поведения в природе:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни
лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: побросаться листьями, сплести
венки, нарвать букеты. Зелени много — еще вырастет!
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное,
никому не мешаешь. 2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и
вы не узнаете ни одной тайны.
1. Пучеглазую
лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать,
а лучше бы их совсем не было. 2. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый
из них делает в природе свое полезное дело.
За каждое правильно выбранное правило дошкольники получают
фишки и билеты на «поезд».
Станция «Загадки дедушки Зная». На этой
станции детей встречает дедушка Знай: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы
любите природу и дружите с ней. Сегодня у меня к вам будет много вопросов. Они
непростые. Чтобы ответить на них, нужно хорошо подумать».
Загадки:
1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из деревьев,
кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насекомых, а они чуть не
съели весь лес. Волшебник не мог понять: почему? Помогите, ребята, ему
разобраться. 2.
Другой волшебник
сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в него только
зайцев, лосей, косуль, оленей. И они тоже чуть не съели весь лес. Почему?
3.
Третий волшебник
создал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только
волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?
4.
Четвертый волшебник
сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда жаб и
ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?
5.
Пятый волшебник создал
поле из пшеницы и ржи и поселил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь
будущий хлеб. Почему?
6.
Шестой волшебник
сделал речку из воды и водорослей и поселил в нее только щук. Щуки начали
покидать эту речку. Почему?
7.
Седьмой волшебник
создал город из домов и машин и поселил туда людей. Люди вскоре покинули этот
город. Почему?
8.
Восьмой волшебник
сделал лес и поселил туда разных животных и разные растения. Никто этот лес не
покинул. Почему?
Тот, кто
первым правильно отвечает на вопросы дедушки Зная, получает фишку.
Станция «Друзья
природы». Для этой станции выбирается
свободная площадка на территории участка или групповой комнаты. Воспитатель
предлагает дошкольникам создать на этой территории лес, луг и озеро, чтобы она
не пустовала. В разных местах площадки расположены три коробки, в которых
находятся карточки с изображением растений и животных различных природных
сообществ. Участники делятся на три подгруппы. С помощью жребия определяют,
какое из природных сообществ каждая подгруппа будет создавать. Дошкольники
отбирают карточки только с теми природными объектами, которые обитают в
определенном сообществе. Затем появляется Незнайка. Он спрашивает у детей,
почему они отобрали определенные карточки для леса, луга, озера, например: «А
почему вы ландыши в лесу разместили? Они должны расти там, где все цветы — на
лугу» или «И зачем эти лягушки в озере?» Участники, которые дают полные
правильные ответы, получают от Незнайки фишки.
Станция
«Большой экзамен с дедом
Природоведом». Детей приветствует дед Природовед: «Здравствуйте, дети!
Мне говорили, что вы настоящие знатоки природы, знаете, как существуют вместе
все живые организмы (растения, животные, люди) и как они связаны с неживой
природой. А чтобы проверить, действительно ли это так, я сейчас устрою вам
настоящее испытание. Для этого я приготовил
задания».
Задание 1. Наверное,
многие из вас не один раз выезжали с родителями на прогулку в лес. Я хочу вам
сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее
частых переходов лесных дорог животными стоит вот такой знак (показывает
дорожный знак «Дикие животные»). Как должен поступить водитель, увидев этот
знак?
A.
Увеличить скорость и
быстро промчаться.
Б.
Снизить скорость.
B.
Быть особенно
внимательным днем.
Г.
Быть особенно внимательным в утренние, вечерние и ночные часы.
Задание 2.
Расскажите, как растения дружат с грибами.
Задание 3. Говорят,
что один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча —
пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, находясь в
лесу, на лугу?
Задание 4. Как бы вы
оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?
Задание 5. Дед
Природовед раздает каждому ребенку набор карточек с изображениями растения,
растительноядного животного и хищника (насекомоядного животного). Задание:
сложить цепочку питания, начиная с растения. При этом объекты природы на
карточках у всех детей разные. Участник, который первым правильно решает
задачу деда Природоведа, получает фишку.
Результат: побеждает участник, у которого в конце игры по результатам
выполнения заданий на всех станциях окажется больше фишек. Остальным участникам
вручаются эмблемы «Друзья природы».
Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.
Комментариев нет:
Отправить комментарий