Путешествие в мир природы


Цель: развивать познавательный интерес, экологическое сознание, формировать ценностные ориентации; способство­вать пониманию взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их эволюции (коэволюции); закреплять навыки экологически грамотного поведения в природе.
Материал: три комплекта картинок с изображением оби­тателей (растений, животных) леса, луга, водоема; куклы:Старичок-Лесовичок, дедушка Знай, дед Природовед, Не­знайка; комплекты карточек с изображением растений, растительноядных животных, хищников по количеству участников; фишки, эмблемы.

Игровые действия: «путешествие».
Ход игры
Игра может быть проведена на территории леса, парка, сквера, а также в групповой комнате. Педагог сообщает де­тям, что они отправляются в путешествие в мир природы. Перед отправлением участников приветствует Старичок-Ле­совичок: «День добрый, ребята! В гости к природе собра­лись? А правила вежливости не забыли?» Он предлагает ребятам несколько пар правил, из которых детям нужно выбрать правило поведения в природе:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: побросаться листья­ми, сплести венки, нарвать букеты. Зелени много — еще вырастет!
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, глав­ное, никому не мешаешь. 2. Старайтесь не шуметь, а то лес ис­пугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 2. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
За каждое правильно выбранное правило дошкольники получают фишки и билеты на «поезд».
Станция «Загадки дедушки Зная». На этой станции де­тей встречает дедушка Знай: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу и дружите с ней. Сегодня у меня к вам будет много вопросов. Они непростые. Чтобы ответить на них, нужно хорошо подумать».
Загадки:
1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из дере­вьев, кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насе­комых, а они чуть не съели весь лес. Волшебник не мог понять: почему? Помогите, ребята, ему разобраться.2.    Другой волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в него только зайцев, лосей, косуль, оленей. И они тоже чуть не съели весь лес. Почему?
3.    Третий волшебник создал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?
4.    Четвертый волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда жаб и ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?
5.    Пятый волшебник создал поле из пшеницы и ржи и по­селил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь будущий хлеб. Почему?
6.    Шестой волшебник сделал речку из воды и водорослей и поселил в нее только щук. Щуки начали покидать эту речку. По­чему?
7.    Седьмой волшебник создал город из домов и машин и по­селил туда людей. Люди вскоре покинули этот город. Почему?
8.    Восьмой волшебник сделал лес и поселил туда разных жи­вотных и разные растения. Никто этот лес не покинул. Почему?
Тот, кто первым правильно отвечает на вопросы дедуш­ки Зная, получает фишку.
Станция «Друзья природы». Для этой станции выбира­ется свободная площадка на территории участка или груп­повой комнаты. Воспитатель предлагает дошкольникам создать на этой территории лес, луг и озеро, чтобы она не пустовала. В разных местах площадки расположены три коробки, в которых находятся карточки с изображением растений и животных различных природных сообществ. Участники делятся на три подгруппы. С помощью жребия определяют, какое из природных сообществ каждая под­группа будет создавать. Дошкольники отбирают карточки только с теми природными объектами, которые обитают в определенном сообществе. Затем появляется Незнайка. Он спрашивает у детей, почему они отобрали определенные карточки для леса, луга, озера, например: «А почему вы ландыши в лесу разместили? Они должны расти там, где все цветы — на лугу» или «И зачем эти лягушки в озере?» Участники, которые дают полные правильные ответы, по­лучают от Незнайки фишки.

Станция «Большой экзамен с дедом Природоведом». Де­тей приветствует дед Природовед: «Здравствуйте, дети! Мне говорили, что вы настоящие знатоки природы, знаете, как существуют вместе все живые организмы (растения, жи­вотные, люди) и как они связаны с неживой природой. А чтобы проверить, действительно ли это так, я сейчас устрою вам настоящее испытание. Для этого я приготовил задания».
Задание 1. Наверное, многие из вас не один раз выез­жали с родителями на прогулку в лес. Я хочу вам сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее частых переходов лесных дорог живот­ными стоит вот такой знак (показывает дорожный знак «Дикие животные»). Как должен поступить водитель, уви­дев этот знак?
A.     Увеличить скорость и быстро промчаться.
Б. Снизить скорость.
B.     Быть особенно внимательным днем.
Г. Быть особенно внимательным в утренние, вечерние и ночные часы.
Задание 2. Расскажите, как растения дружат с гри­бами.
Задание 3. Говорят, что один человек оставляет в ле­су след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, на­ходясь в лесу, на лугу?
Задание 4. Как бы вы оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?
Задание 5. Дед Природовед раздает каждому ребенку набор карточек с изображениями растения, растительнояд­ного животного и хищника (насекомоядного животного). Задание: сложить цепочку питания, начиная с растения. При этом объекты природы на карточках у всех детей раз­ные. Участник, который первым правильно решает задачу деда Природоведа, получает фишку.
Результат: побеждает участник, у которого в конце игры по результатам выполнения заданий на всех станциях окажется больше фишек. Остальным участникам вручают­ся эмблемы «Друзья природы».
Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий