Станция «Ели»

 Рекомендации для педагогических работников по планированию работы на экологической тропинке

Объекты для наблюдения: голубая ель, обыкновенная ель.

Цель: формирование представлений об особенностях хвойных деревьев.

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать (развивать) умения:

- отличать и называть ель,
- показывать и называть части растения (ствол, ветки, хвоинки),
- различать и называть отличительные признаки ели (всегда зеленая, есть иголки),
- отвечать на вопросы взрослого.

Общение
-Рассказ воспитателя об ели.
-Беседы: «Как узнать елку?», «Наша елочка живая», «Что мы знаем о елке?»,               «Новогодняя   елочка», «Как нужно беречь ель?».
-Речевое упражнение «Опиши ель».
-Составление рассказа о ели с опорой на схему.
-Этюд «Высокие деревья, низкая трава».

Познавательная   практическая деятельность
Рассматривание строения ели.
Наблюдения: «Ель и береза», «Хвоинки ели», «Зачем ели шишки?».
Обследование веток ели, шишек.
Экскурсия по «Экологической тропе».

Игровая деятельность
Дидактические игры: «Узнай дерево»,
«Собери бусы для елки», «Украсим елочку», «Третий лишний».
Подвижная игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!».
Игры со строительным материалом «Ограждение для елки».
Пальчиковая игра  «У нас стояла елка-зеленая иголка».

Художественная   деятельность
- Чтение стихов: С. Михалков «Елочка», К. Чуковский «Елка», С. Михалков «В снегу стояла елочка…», М. Ивенсен «Елочка, елка»; А. Барто «К детям елочка пришла».
- Заучивание наизусть Е. Благинина «Елка».
- Рисование зубной щеткой «Елочка-красавица».
- Лепка «Нарядим елочку».
- Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: «Лунтик встречает Новый год».

Элементарная   трудовая деятельность
Уборка опавших веток, шишек, мусора

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать (обогащать) представления о (об):
- строении деревьев (ели): у дерева один ствол, толстые и тонкие ветки, хвоинки,
- правилах поведения  в природе.

Формировать умения:

- распознавать и называть ель,
- узнавать по словесному описанию знакомые деревья,
- называть отличительные признаки ели,
- сравнивать ель с другими растениями (деревьями, кустами).

Общение
- Рассказ воспитателя об ели с опорой на презентацию.
- Беседа с рассматриванием иллюстрации хвойного леса «Что такое хвойный лес?».
- Беседа «Елки бывают разными», «Мы – друзья природы»,«Холодно ли деревьям зимой?».
- Решение проблемного вопроса «Как узнать ель?», «Растет ли елка зимой?» «Почему у елки иголки?», «Почему елку называют хвоей?».

Познавательная практическая деятельность
- Наблюдение за голубой, зеленой елью, сравнение этих елей между собой, с другими деревьями.
-Наблюдения: «Что есть у ели?», «Как растут ветки ели?», «Для чего елке шишки», «Наша ель живая – мы можем ей помочь».
-Исследовательская деятельность: «Почему снег не падает с веток ели»,  «Хвойное-лиственное».
-Эксперимент «Чем пахнут хвоинки».
-Экскурсия по «Экологической тропе».

Игровая деятельность
- Развивающая игра «Найди сходство и отличия».
- Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Расскажи о елке», «Собери елку» (из геом. фигур),  «Загадай, а мы отгадаем», «Сделаем бусы на елку».
- Игры со строительным материалом «Наша елка высока».
- Подвижная игра «Найди пару – высокие и низкие елочки».

Художественная деятельность
- Рисование: ладошками «Елочка-зеленая иголочка», по цветной крупе «Рисуем елку».
- Аппликация «Елка новогодняя».
-Выкладывание елочки из счетных палочек.
-Чтение стихотворения С. Михалкова «В лесу стояла елочка»,
-Чтение произведений: М. Пришвин «Деревья в лесу», В. Сутеев «Елки», М. Зощенко «Елка», Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
-Слушание песни «Елочка смолистая», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой.
-Хороводы: «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой.
- Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением:«Елочка», «С Новым годом»  из серии «Лунтик».

Элементарная трудовая деятельность
- Уборка опавших веток.
- Сбор шишек для художественной деятельности.
- «Окучивание» снегом стволов елей.

СТАРШАЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать представления о (об):
- признаках елей как живых существ: двигаются, поворачиваются к солнцу, питаются, дышат, растут и размножаются,
- необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с растениями в природной среде.

Развивать умения:

- узнавать и называть 5-7 видов деревьев,
- группировать растения по разным признакам: по жизненной форме, строению листьев, месту произрастания,
- определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда функции органов дерева: корни всасывают воду, удерживают растение в почве, дышат; ствол передает воду, удерживает ветки, иголки; семена способствуют появлению нового растения.

Воспитывать:

- ответственность за состояние растений ближайшего окружения,
- стремление активно участвовать в охране природы.

Общение
- Беседа «Ель - красавица наших лесов», «Польза  хвойного леса», «Еловый лес» (с опорой на иллюстрации), «Где нужнее елочка?», «Кто живет на ели».
- Составление сказки «Защитим ёлочку- зелёную иголочку».
- Решение проблемной ситуации «Что произойдет, если каждый срубит одну елочку в лесу?».
- Ситуативный разговор «Маленькой елочке хорошо в лесу!».

Познавательная практическая деятельность
- Рассматривание  энциклопедий, наглядного материала по теме «Хвойные деревья».
- Сравнение живой и искусственной ели.
- Наблюдения: «Сколько лет ели», «Еловые и сосновые веточки», «Еловые и сосновые шишки».
- Эксперименты: «Дышат ли ели», «Чем пахнут хвоинки».

Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Логическая елка»,«Украсим елку», «Новогодняя елка», «Найди сходство и отличие», «Собери елочку» (пазлы), «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку», «Разложи шишки по форме».
- Развивающие игры: «Найди сходство и различие», «Угадай, какое дерево».
- Пальчиковые игры: «Украшаем елочку» «Елочки», «Новогодняя елочка».
- Сюжетно-ролевые игры:  «Путешествие в лес», «День рождения елочки», «Наш детский сад встречает Новый год».
- Подвижные  игры: «Салки – елочки», «Ель, елка, елочка», «Раз, два, три, к елочке беги».

Художественная деятельность
- Придумывание и отгадывание загадок о ели.
- Чтение: сказки  Г.Х. Андерсена «Елочка», рассказа С. Михалкова «Ёлочка», А. Сожан «Сказка о елочке, которую не срубили», стихотворений «Лесная красавица» Т. Волгиной, «Искусственная ёлка» К. Ибряевой, «Приглашаем в лес на  ёлку», «В снегу стояла ёлочка» С. Михалкова.
- Пение песен о ёлочке.
- Прослушивание аудиозаписи с последующим обсуждением: «Времена года» П. И. Чайковского, слушание звуков природы: шум деревьев, шум ветра, вой вьюги, пение птиц; отрывков из балета «Щелкунчик».
- Слушание песен:  «Две елочки», муз. Н. Берестовой, сл. Т. Рассматривание репродукций и иллюстраций: Н. Жукова к книге А. Кононова «Елка в Сокольниках», картины: Л. Мослер «Рождественское утро», Д. Александрова   «Зимняя сказка», И. Грабарь.
- Рисование акварелью «Большие и маленькие ели».
- Аппликация «Елочки под снегом».
- Украшение живой ёлочки на территории детского сада и искусственной в группе к Новому году.

Элементарная трудовая деятельность
Поддержание чистоты и порядка на территории объекта.
Изготовление гирлянд из различных материалов для украшения елок.


Комментариев нет:

Отправить комментарий