Соседи, стройтесь!


Цель: обобщить представления о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, в которых вместе живут растения (деревья, кусты, травы), грибы, животные (звери, птицы, насекомые, земноводные, рыбы); конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ, об экологической нише каждого из них; закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: маски (шапочки) с изображением растений, грибов, животных леса, луга, водоема по количеству участников (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш), обручи красного, синего, зеленого цвета.

Игровые действия: построения и рассказывание о себе в соответствии с исполняемой ролью определенного растения или животного.
Ход игры

Ведущий (педагог) беседует с детьми о том, что все растения и животные приспособлены к жизни только в определенных условиях и в тесной связи друг с другом. В ходе беседы отмечается, что одни живые организмы обитают в воде или возле нее, другие — в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем — это их дома. Там они находят себе еду, выводят и растят потомство. Затем ведущий приглашает ребят принять участие в игре «Соседи, стройтесь!». Участвует вся группа детей. В разных уголках отведенной для игры площадки раскладываются обручи трех цветов: красного, синего и зеленого. Каждому ребенку надевается маска (шапочка) с изображением растения, гриба или животного.

Вариант 1. Ведущий говорит: «У каждого из вас маски изображением растений, грибов, животных, которые живут в лесу, на лугу или в озере. Подумайте, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по этой площадке (указывает отведенное для прогулки место). По команде “Прогулка окончена, занять свои дома!” обитатели леса должны будут занять место в зеленом обруче, луга — в красном, озера — в синем». После того как участники выполнят задание, проверяется правильность построения: дети называют себя (животное или растение, роль которого исполняют) и место обитания. Затем дети меняются масками и игра повторяется несколько раз. Меняться могут и
изображения объектов природы на масках.
Вариант ІІ. Ведущий дает команду, например: «Луг, стройся!›, и возле него должны построиться только дети, изображающие обитателей луга (растения, животные). Каждый из них должен сказать, кто он, почему живет на лугу и для чего он нужен вообще в природе. Если кто-либо затрудняется рассказывать о себе, ему могут помогать другие участники. Дети, изображающие животных и растения леса и озера, в это время внимательно слушают «обитателей луга». Затем все снова отправляются гулять. Если ведущий дает команду «Лес, стройся!», строятся и рассказывают о себе «обитатели леса». Дети, которые не допускают ошибок при построении, а также рассказывают о себе в соответствии с исполняемой ролью, получают фишки.

Результат: поощрение участников, у которых в конце игры окажутся фишки.


Источник: Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г.Н. Казаручик. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий