Станция «Птичья столовая»

       Рекомендации для педагогических работников по планированию работы на экологической тропинке

        Объекты для наблюдения: кормушки, изготовленные из разного материала, птицы. Рассматривание строения птиц, оперения, способов передвижения.

 Цель: расширение представления о многообразии птиц (зимующие, перелетные), воспитание желания помогать птицам.


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Программные задачи :

формировать  представления о (об):
- многообразии птиц, внешнем виде, оперении птиц, способах их передвижения и особенностях питания,
- изменениях поведения, образа жизни птиц в разные сезоны.

Формировать (развивать) умения:

- выделять части тела птиц, их характерные особенности,
- совместно с воспитателем подкармливать птиц.

Воспитывать бережное отношение к природному окружению.


Общение
- Рассказ воспитателя о птицах.
- Беседы: «Домашние и дикие птицы», «Кто в домике живет?», «О птицах, улетевших в теплые края осенью».
Разговор «Что мы делаем с крошками со стола?».
- Речевое упражнение «Опиши птицу».
- Составление рассказа о птице с опорой на схему.

 Познавательная практическая деятельность

- Наблюдение за птицами у кормушки.
- Сравнительное наблюдение за воробьем и вороной.
- Рассматривание строения, перьев птиц.
- Наблюдения: «Что за птица?», «Зачем птице крылья?».
 
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Ты - моя частичка», «Птичий концерт», «Кто лишний?», «Назови ласково», «Доскажи словечко», «Собери птицу», «Третий   лишний».
- Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птицы в гнездах», «Воробышки и кот», «Птенцы и птица».
Игра со строительным материалом «Скворечник».
- Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Художественная деятельность
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».
- Загадывание загадок о птицах с нахождением картинок-отгадок.
- Аппликация «Скворечники».
- Раскрашивание силуэтов птиц.
- Рисование ватными палочками «Цыплята».
- Лепка «Воробей».

Элементарная трудовая деятельность

- Подкормка птиц.
- Заготовка корма совместно с родителями и воспитателями.


СРЕДНЯЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать (обогащать) представления о (об):

- стадиях роста птиц (яйцо-птенец-взрослая птица),
- правилах взаимодействия с птицами (спокойно себя вести, не шуметь).

Формировать умения:

- распознавать и называть разные виды птиц (голубь, воробей, ворона, ласточка, синица, снегирь, сорока, кукушка, гусь, лебедь, утка и др.),

- определять в процессе наблюдений, экспериментирования потребности птиц (в свете, пище, воде, тепле, жилище),
- сравнивать характерные проявления в мире птиц в разные сезоны.

Воспитывать желание помогать птицам.

Общение

- Беседы: «Птичкам холодно зимой», «Птицы Беларуси», «Почему перелетные птицы так называются?».
- Рассуждение «Зачем птицы улетают на юг?».
Проблемная ситуация «На улице осень, насекомых нет. Как помочь птицам?».
- Познавательный разговор «Как появляется птенец?».

Познавательная практическая деятельность.

- Наблюдения за птицами в разные поры года.
- Рассматривание следов птиц на снегу.
- Опыт «Сравнение пера курицы и вороны».
- Рассматривание гнезд птиц на деревьях.
- Наблюдение за воробьями.
- Составление схемы-модели «Этапы развития птиц».
- Рассматривание картины «Птичий двор».

Игровая деятельность

- Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника».
- Дидактические игры: «Отгадай, я покажу», «Что за птица?», «Где сидит синица?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Чей дом?», «Птицы нашего края».
- Подвижные игры: «Жаворонок», «Перелет   птиц», «Охотники и утки», «Аист».
- Игра со строительным материалом «Гнездышко».

 Художественная деятельность

- Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синица?».
- Отгадывание загадок о птицах.
- Рассматривание альбомов «Перелетные и зимующие птицы».
- Рисование птиц с использованием трафаретов, нетрадиционных   техник рисования.
- Слушание аудиозаписи «Голоса весеннего леса».
Лепка: «Курочка с цыплятами» (коллективная), «Птичий двор».
- Рисование «Воробышки на веточках».
- Аппликация «Перелетные птицы».

Элементарная трудовая деятельность
- Чистка кормушек для птиц совместно с педагогом.
- Кормление птиц.

СТАРШАЯ ГРУППА

Программные задачи:

формировать представления о (об):

- признаках птиц как живых существ: двигаются, летают, питаются, растут и размножаются,
- разных способах ухода за птицами в соответствии с их потребностями,
- необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с птицами в природной среде.

Развивать умения:

- узнавать и называть птиц,
- группировать птиц по разным признакам: по месту обитания, способу передвижения,
- определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда сезонные изменения в жизни птиц: осенью перелетные птицы улетают, так как они питаются насекомыми; зимой птицы питаются семенами растений и другим кормом; весной птицы вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов, перелетные птицы возвращаются; летом тепло и много пищи для птиц.

Воспитывать:

- ответственность за состояние птиц ближайшего окружения,
- стремление активно участвовать в охране природы.

Общение
- Проблемные ситуации: «Если бы не было птиц», «Кому птица друг, а кому враг?», «Как помочь выпавшему из гнезда птенцу?», «Если птица пострадала».
- Познавательная беседа «Птицы   Беларуси».
- Составление рассказа по схеме «Моя любимая птица».
- Беседа «По страницам Красной книги Республики Беларусь».
- Составление экологической сказки «Путешествие птиц по миру».

Познавательная   практическая деятельность
- Наблюдение за внешним видом птиц у кормушки.
- Наблюдение за поведением птиц.
- Поисковая деятельность «Ищем птичьи следы».
- Наблюдение «Как птицы передвигаются по земле?»
- Моделирование «Экологическая пирамида».
- Сравнительное наблюдение за синицей и вороной.
- Эксперимент «Почему не мокнут перья у утки?»

Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевая игра «Птичий рынок».
- Дидактические игры: «Угадай, что за птица», «Четвертый лишний», «Птичья столовая», «Кто как поет», «Кто прилетел на кормушку?», «Кто у кого?».
- Настольно-печатная игра «Мир зверей и птиц».
- Подвижные игры «Гуси-лебеди и волк», «Коршун», «Журавль».

Художественная деятельность
- Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц», Е. Чарушин «Воробей».
- Рисование птиц с использованием трафаретов, шаблонов.
- Заучивание стихотворения В. Витки «Бусел» по схеме.
- Придумывание загадок о птицах с демонстрацией картинок-отгадок.
- Рисование восковыми мелками «Жар-птица».
- Конструирование из бумаги «Такие разные птицы».
- Оформление плакатов «Птицы вокруг нас».
- Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Рассматривание птиц в альбоме,  иллюстрациях в книгах и журналах.

Элементарная   трудовая деятельность
- Кормление птиц, заготовка корма для птиц.
- Чистка кормушек для птиц.
- Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями.

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий